2025
Статуя КАУ

Современные подходы к управлению с Университетом

Совместный образовательный проект

Казахско-Американский Университет

Целевая аудитория
Сотрудники университетов, входящие в управленческие команды, в том числе представители кадрового резерва
Цель программы
Подготовка управленческих команд, способных применять современные подходы к проектированию программы развития университетов с учетом задач национального развития
Формат программы
Полное погружение;
4 модуля – 2 очных + 2 дистанционных
Ключевые результаты слушателя программы
Понимает вызовы
Понимает вызовы, стоящие перед высшим образованием и вузами, анализирует факторы, оказывающие влияние на формирование образовательной политики
Формирование установок
формирует установки на изменение сложившейся ситуации, внедряет новые практики управления организацией
Формат программы
Анализирует и интерпретирует тексты официальных документов, аналитических записок и докладов, проектов, иных профессиональных и нормативных правовых документов
Разработка проектов
Разрабатывает проекты развития университета в выбранных проблемных областях, формирует для этого эффективную управленческую команду;
Особенности дизайна программы
Требования к итоговой аттестации
График:
Модуль 1. Путь к университет Мирового Уровня
(Продолжительность – 16 академических часов)
  • Фрумин Исак Давидович
    Главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
  • Филонович Сергей Ростиславович
    Руководитель Департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
  • Рощин Сергей Юрьевич
    Проректор НИУ ВШЭ
  • Мамбергер Татьяна Владимировна
    Начальник центра по работе с группами высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ
  • Габдрахманов Нияз Камилевич
    Заведующий лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
  • Коровко Анна Валентиновна
    Старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ
Темы
Результаты
• Способен разрабатывать программы организационного
развития и обеспечивать их реализацию
• Способен разрабатывать образовательные программы и методическое обеспечение для реализации образовательных программ
• Способен использовать современные менеджериальные технологии и разрабатывать новые технологии управления для повышения эффективности деятельности организации
• Ускоренные университеты
• Корпоративная культура университетов на базе моделей ценностей
• Управление образовательными программами
• Академический путь к университету мирового уровня
• Спрос на высшее образование и вклад университетов в социально-экономическое развитие
• Бизнес игра «Видение университета будущего»
1.1 «Ускоренные университеты»
(Продолжительность – 2 академических часа)
  • Фрумин Исак Давидович
    Главный научный сотрудник Института
    образования, Профессор Института
    образования (Департамент образовательных
    программ), Ординарный профессор (2016),
    Заслуженный профессор (2019)
Результаты
• Умеет выявлять и исследовать проблемы высшего образования
• Способен планировать и осуществлять проекты и мероприятия, направленные на реализацию стратегий организации
• Способен решать задачи управления образовательными организациями, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
Подтемы
• Ландшафт системы высшего образования: массовые системы и дифференциация вузов. Путь к лидерству.
• Постсоветская трансформация систем высшего образования. Историческая колея.
• Роль «исторической колеи» для современных систем в пост-социалистических странах.
• Мировая повестка изменений в сфере управления систем высшего образования.
• Ускоренные университеты: успешные кейсы быстрого пути к академическому и исследовательскому лидерству.
1.2 «Корпоративная культура университетов на базе моделей ценностей»
(Продолжительность – 2 академических часа)
  • Филонович Сергей Ростиславович
    Руководитель департамента, Профессор Высшей школы бизнеса / Департамент организационного поведения и управления человеческими ресурсами Профессор Института образования / Департамент образовательных программ
    Приглашенный специалист Высшей школы
    бизнеса / Центр программ MBA и DBA
    Ординарный профессор (2006)
    Заслуженный профессор (2019)
Подтемы
• Локус контроля как элемент самовосприятия. Окно Джохари и самосознание. Типология личности и ее использование.
• Личность и межличностная ориентация. Тест FIRO-B. Использование результатов теста FIRO B. Корректировка поведения.
• Система ценностей личности.
• Терминальные и инструментальные ценности. Диагностика ценностей. Метод критических ситуаций.
• Установки личности и модификация поведения.
• Модель эмоционального интеллекта
Результаты
• Умеет готовить и принимать обоснованные управленческие решения
• Способен использовать современные менеджериальные технологии и разрабатывать новые технологии управления для повышения эффективности деятельности организации
• Способен разрабатывать программы организационного развития и обеспечивать их реализацию
1.3 «Управление образовательными программами»
(Продолжительность – 4 академических часа)
  • Рощин Сергей Юрьевич
    Проректор, Заведующий Лаборатории
    исследований рынка труда, Доцент факультета
    экономических наук (Департамент прикладной экономики)
  • Коровко Анна Валентиновна
    Старший директор по основным
    образовательным программам
Экономика образовательной программы
• Бюджет образовательной программы;
• Система мотивации персонала;
• Показатели эффективности образовательных программы
Управление образовательной программой
• Жизненный цикл образовательных программ;
• Антикризисное управление образовательной программой;
• Система оценки качеств
Результаты
• Способен разрабатывать образовательные программы и методическое обеспечение для реализации образовательных программ
• Способен самостоятельно принимать обоснованные организационноуправленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность и социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросскультурной) и динамичной среды
1.4 «Академический путь к университету мирового уровня»
(Продолжительность – 2 академических часа)
  • Мамбергер Татьяна Владимировна
    Начальник центра, Управление академического развития, Центр по работе с группами высокого профессионального потенциала
Подтемы
• Особенности университета как организации и специфика академического контракта.
• Специфика оценки преподавательской, исследовательской и «сервисной» деятельности в университете.
• Стимулы в академической карьере.
• Политика найма в университете.
• Оценка университетов и оценка университетами: взаимосвязи (рейтинги, программы академического превосходства и др.).
Результаты
• Умеет выявлять и исследовать университета как
организации
• Способен планировать и осуществлять проекты и мероприятия, направленные на реализацию стратегий организации
• Способен решать задачи управления образовательными организациями, связанные с политикой внутри организации
1.5 «Спрос на высшее образование и вклад университетов в социально-экономическое развитие»
(Продолжительность – 2 академических часа)
  • Габдрахманов Нияз Камилевич
    Заведующий лабораторией Института
    образования / Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»
    Академический руководитель образовательной программы «Управление в высшем образовании» Доцент Института образования / Департамент образовательных программ
Результаты
• Умеет выявлять и исследовать проблемы университетов на рынке образовательных услуг
• Способен находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать идеи,
разрабатывать планы развития университетов
• Способен анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы в соответствии с поставленной задачей в сфере управления
Подтемы
• Способы оценки вклада вузов в социально-экономическое развитие стран.
• Массовизация и спрос на высшего образования.
• Голосование ногами и образовательная мобильность молодежи.
• Демографические предпосылки спроса на высшее образование.
• Как спрогнозировать спрос на высшее образование.
• Конкурентоспособность и позиционирование университетов на рынке образовательных услуг
1.6 Бизнес-игра «Видение университета будущего»
(Продолжительность – 4 академических часа)
Видение будущего университета
Цель игры - сформировать основы для концептуального мышления в области стратегий и дать набор инструментальных методов решения задач, связанных с разработкой стратегии университета.
Качество стратегических решений
Стратегическое мышление
Карта будущего
Стратегические альтернативы
Модуль 2. Проектная работа с экспертами (дистанционно)
(Продолжительность – 6 академических часов)
  • Габдрахманов Нияз Камилевич
    Заведующий лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
  • Егоров Алексей Алексеевич
    Заместитель заведующего лаборатории «Развитие университетов»
  • Клягин Александр Владимирович
    Ведущий эксперт лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Задачи
• уточнить разработанное ранее видение будущего университета
• спроектировать бизнес модель университета, финансовую модель, организационную модель и возможные источники инвестиций для
создания описываемой бизнес модели
• сформулировать стратегические проекты (до 5 лет) по переходу к новой бизнес модели университета
• сформулировать стратегические задачи (на 1 год) в рамках стратегических проектов для реализации в настоящем времени
Результаты
• Умеет готовить и принимать обоснованные управленческие решения
• Способен использовать современные менеджериальные технологии и
разрабатывать новые технологии управления для повышения
эффективности деятельности организации
• Способен разрабатывать программы организационного развития и
обеспечивать их реализацию
Модуль 3. УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВАННОЕ НА ДАННЫХ
(Продолжительность – 4 академических часа)
  • Груздев Иван Андреевич
    Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ
  • Егоров Алексей Алексеевич
    Заместитель заведующего лаборатории «Развитие университетов»
  • Клягин Александр Владимирович
    Ведущий эксперт лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Задачи
• Предиктивная аналитика и цифровые образовательные сервисы
• Анализ результативности и эффективности деятельности университетов, инструменты ее анализа
Результаты
• Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления
• Способен анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы в соответствии с поставленной задачей в сфере управления
• Способен самостоятельно принимать обоснованные организационноуправленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность и социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросскультурной) и динамичной среды.
3.1 «Предиктивная аналитика и цифровые образовательные сервисы»
(Продолжительность – 2 академических часа)
  • Груздев Иван Андреевич
    Директор по внутренним исследованиям и
    академическому развитию студентов Дирекции по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Директор центра Института образования / Центр социологии высшего образования Доцент Института образования / Департамент
    образовательных программ
Задачи
• Предиктивная аналитика и IR
• Зачем университетам IR
• Организационная форма центров IR
• Источники данных
• Цифровые следы и нереактивные методы сбора данных
Результаты
• Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления
• Способен анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы в соответствии с поставленной задачей в сфере управления
3.2 «Анализ результативности и деятельности вузов и инструменты ее анализа»
(Продолжительность – 2 академических часа)
  • Егоров Алексей Алексеевич
    Заместитель заведующего лаборатории «Развитие университетов»
  • Клягин Александр Владимирович
    Ведущий эксперт лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Подтемы
• Особенности университетов как экономических акторов.
• Производственная функция университета, ключевые типы используемых ресурсов и результатов деятельности университетов.
• Статистические методы оценки производственных функций университетов.
• Особенности функции издержек университетов.
• Статистические методы анализа функции издержек.
• Роль контекстных факторов в измерениях эффективности и результативности деятельности вузов.
• Детерминанты эффективности и результативности деятельности вузов.
• Влияние на эффективность и результативность вуз
Результаты
Способен самостоятельно принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность и социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросскультурной) и динамичной среды
Модуль 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ С УЧАСТИЕМ ЗАКАЗЧИКА
(Продолжительность – 8 академических часов)
  • Филонович Сергей Ростиславович
    Руководитель департамента, Профессор Высшей школы бизнеса / Департамент организационного поведения и управления человеческими ресурсами
  • Рощин Сергей Юрьевич
    Проректор НИУ ВШЭ
  • Габдрахманов Нияз Камилевич
    Заведующий лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Подтемы
• Представление результатов проектной работы
• При выполнении задания необходимо использовать в качестве ориентира видение будущего, разработанное ранее каждой группой. При этом в видение могут быть внесены коррективы с учетом результатов обсуждений с коллегами и экспертами
Результаты
• Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления
• Способен анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы в соответствии с поставленной задачей в сфере управления
• Способен самостоятельно принимать обоснованные организационноуправленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность и социальную
значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросскультурной) и динамичной среды.
Образовательные
Образовательные программы
ДПО, ПК
Микростепени, сетевые проекты
Академические
Исследовательские лаборатории
НИР и НИОКР
РИД, гранты, коллаборации,
хоз. договоры
Возможные типы продуктов по итогам программы
Третья миссия
Открытые лекции
Проекты по развитию города
Медиапроекты
Требования к участникам
  • Команда из 5-7 человек (управленческое и функциональное звено)
  • Текущая программа развития университета
  • Целевые показатели до 2030 года
  • Тематика проекта для разработки
  • Ценность проекта для университета (письмо подтверждение)
  • Мотивационное письмо
  • Проблематизирующее эссе
Управленческая команда
• знает тренды
• понимает вызовы
• критически мыслит
• готова принимать решения
• несет ответственность
Проекты
• повышение конкурентоспособности университетов
• вклад в социально-экономическое благополучие Республики Казахстан лаборатории
ЧТО ПОЛУЧИТ СИСТЕМА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
Партнерство с НИУ ВШЭ
• программы дополнительного
образования
• совместные образовательные программы
• исследования и аналитика