Творческий экзамен является профилирующим вступительным испытанием. Цель творческого экзамена — проверить готовность абитуриента к работе журналиста в будущем. В проверочную комиссию творческого экзамена входят профессиональные журналисты, преподаватели кафедры журналистики.

Порядок проведения творческих экзаменов по специальности: «5В050400-Журналистика» в Международной образовательной корпорации (кампус КАУ)

1. Общие положения

1.1. Граждане, поступающие на творческие специальности, сдают специальные (творческие) экзамены в Международной образовательной корпорации.

1.2. Для поступления на специальность «5В050400-Журналистика» после сдачи единого национального тестирования (ЕНТ) и до сдачи комплексного тестирования абитуриента (КТА), абитуриенты должны сдать два творческих экзамена по специальным дисциплинам:

  •  Сочинение (на русском или казахском языках) – письменно;
  •  Литература (русская или казахская) – устно.

Сочинение дает возможность оценить грамотность и творческое мышление абитуриентов. Устный экзамен по литературе выявляет и креативные способности абитуриентов, и их знание теории литературы.

1.3. Целью творческого экзамена является отбор абитуриентов по критериям их творческой подготовки, необходимой для обучения по данной специальности. Творческие экзамены по специальности «5В050400-Журналистика» дают возможность целенаправленного отбора абитуриентов, соответствующих требованиям подготовки по творческим специальностям и являются гарантом качественного отбора контингента студентов на 1 курс. 

2. Творческие экзамены

2.1. Первый экзамен по специальности «5В050400-Журналистика» - сочинение по заданной теме. Продолжительность экзамена – 3 часа. Сочинение пишется абитуриентами на казахском или русском языках (по выбору). Объем сочинения должен быть не менее 3-5 и не более 7 страниц.

Сочинение должно отвечать следующим требованиям:

  • Соответствие сочинения теме.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Правильность использования в тексте сочинения фактического материала.
  • Содержательность и лаконичность, глубина раскрытия темы.
  • Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
  • План и логичность, последовательность изложения.
  • Самостоятельность мышления. 
  • Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
  • Смысловая точность эпиграфов и цитат.
  • Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Количество баллов от 23 до 25 ставится за сочинение, в котором правильно раскрыта тема и допущены незначительные стилистические ошибки.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, отсутствует стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки.

Количество баллов от 18 до 22 ставится за сочинение, в котором допущены определенные ошибки, но полностью изложено идейное содержание темы.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается: незначительные стилистические ошибки; орфографические- 2; пунктуационные - 5.

Количество баллов от 11 до 17 ставится за работы, в которых указанные требования выполнены с допущением значительных ошибок, не до конца раскрыта тема сочинения, беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Грубые стилистические ошибки, орфографические - свыше 2, пунктуационные - свыше 5.

Количество баллов от 0 до 10. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует план. Крайне беден словарь. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

2.2. Второй творческий экзамен по специальности «5В050400-Журналистика» - литература (казахская и русская) сдается устно, по билетам.

Экзамен ставит целью выявить у абитуриентов способности к художественному, творческому изложению темы (мыслей).

Вопросы для собеседования на вступительном экзамене:

1. Вопросы по содержанию школьной программы по литературе.

2. Выяснение читательских предпочтений: поэзия/проза, жанры, темы, авторы.

3. Степень знакомства с современной литературой.

4. Беседа на актуальные общественно-политические темы: социальные проблемы общества, экология, угроза терроризма, работа политических партий, текущие события международной жизни и пр.

5. Беседа профориентационного характера:

  • причины выбора профессии журналиста;
  •  степень знакомства с видами деятельности журналиста: пресса, радио, телевидение;
  • знакомство с жанрами газетной журналистики: статья, очерк, репортаж, обзор, фельетон, интервью и др.;
  • выяснение опыта работы по выбранной специальности (публикации, работа в СМИ) – абитуриенту необходимо предоставить:
    1. копии статей.
    2. копии сценариев радио- и телепрограмм.

Количество баллов от 20 до 25 ставится абитуриенту, имеющему опыт работы в СМИ. Абитуриент отлично владеет школьной программой по литературе, творчески излагает мысли, свободно ведет беседы на общественно-политические темы.

Количество баллов от 15 до 20 ставится за полный правильный ответ. Абитуриент хорошо владеет школьной программой по литературе, способен художественно и творчески изложить мысли. Свободно ведет беседу на актуальные общественно-политические темы.

Количество баллов от 14 до 10 ставится за менее полный правильный ответ. Абитуриент владеет школьной программой по литературе и свободно ведет беседу.

Количество баллов менее 10 ставится абитуриенту не знающему курс школьной программы по литературе и не способному к творческому изложению мыслей.

Абитуриенты, получившие по одному из специальных (творческих) экзаменов менее 10 баллов или не явившие на экзамен не подлежат зачислению в университет по специальности «5В050400-Журналистика». Пересдача специального (творческого) экзамена не разрешается.