Евразийская интеграция является естественным процессом, стимулирующим межгосударственное сотрудничество на постсоветском пространстве. Впервые идея о евразийстве как об объединяющем факторе народов населяющих пространство бывшего СССР было заявлено и теоретически обосновано русским князем Н. Трубецким и видным ученым-историком Л.Н. Гумилевым. В дальнейшем данная идея обрела политические рамки.
В наше время идея о евразийстве трансформировалась, и получило обновленное название с приставкой нео. Впервые о неоевразийстве как о политическом процессе заговорили после предложений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о создании Евразийского союза, которое им было озвучено на лекции в МГУ им. М.В. Ломоносова в марте 1994 года. К июне 1994 года казахстанской стороной были подготовлены основные положения о Евразийском союзе, которые были разосланы в правительства всех стран СНГ. Однако в то время большинство элит стран СНГ и в особенности России еще не разделяли убеждения направленные на создания какого-либо серьезного интеграционного объединения на постсоветском пространстве. В этом смысле, мы видим политическую прозорливость и предвидение Президента РК Н.А. Назарбаева.
Тем не менее, уже со 2-ой половины 1990-х гг. постепенно началось многостороннее экономическое сотрудничества, сначала в рамках СНГ с создание Таможенного Союза (1999 г.), а в дальнейшем и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с 2000 года. Надо отметить, что не все страны СНГ поддержали идею о евразийской интеграции. Странами-локомотивами, которые последовательно отстаивали и продвигали идею реализации интеграционных процессов были Республика Казахстан (инициатор), Российская Федерация и Республика Беларусь. В разные годы также внесли свой вклад в становление и развитие интеграции Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Армения и Кыргызская Республика. Однако, созданная в начале 2000-х ЕврАзЭС к 2006 году уже не могла удовлетворять интересы стран-участниц, в виду расширения совестной торговли, движения капитала и других ресурсов. К этому времени рядом стран было предложено пересмотреть принципы работы в рамках ЕврАзЭС и углубить экономическую интеграцию путем создания Таможенного союза (ТС) уже на базе ЕврАзЭС. Движение к созданию реально функционирующего Таможенного союза ЕврАзЭС началось 2006-2007 гг., и оформилась институционально в ноябре 2009 г. с подписанием совместного документа – Таможенного кодекса (вступил в силу в 2010 г.), который был призван регламентировать и упростить движения товаров, капитала, услуг и людей через снятие таможенных барьеров между странами-участницами процесса. На тот момент только три государства сумели привести свои нормативные документы в единый стандарт и подписать договор о создании ТС, это Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
С вводом в действие положений Таможенного кодекса, интеграционные процессы ускорились, это было связано также с мировой и региональной экономической конъюнктурой и новыми глобальными вызовами, на которые страны-участницы могли ответить только углублением совместной экономической интеграции. Таким образом, в 2010 г. началось обсуждения следующего этапа евразийской интеграции, а именно создания Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран Беларуси, Казахстана и России. После долгих обсуждений были внесены на рассмотрение и утверждены главами трех государств 17 соглашений регламентирующих функционирование ЕЭП, которые вступили в силу с 01 января 2012 года.
Евразийская интеграция прошла этапы своего становления и развития в рамках последовательного создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. И уже к 2011 г. наметилось совместное желание лидеров Казахстана, Беларуси и России пойти дальше и наметить план по введению следующего этапа интеграции – создания экономического союза. В ноябре 2011 г. Казахстаном, Беларусью и Россией было декларировано о создании Евразийской комиссии, по сути первого наднационального органа экономической интеграции. Также именно тогда было официально внедрено понятие «евразийской экономической интеграции». Началось практическое исполнение формирования основ будущего экономического союза, международно-правовые рамки которого должны были выйти за пределы тогда еще действующего ЕврАзЭС.
К весне 2014 г. были согласовано многие принципиальные моменты политического, законодательного, торгово-экономического, гуманитарного плана и был достигнут консенсус по целому ряду спорных аспектов создания экономического союза государств. В итоге, в мае 2014 г. в Астане президентами Казахстана, Беларуси и России был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный экономический союз после ратификации парламентами стран-участниц был введен в действие с 01 января 2015 года.
Уже 02 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения, а 12 августа того же года договор о вступлении в ЕАЭС подписал Кыргызстан. Также 14 апреля 2017 г. статус страны-наблюдателя в ЕАЭС получила Молдова.
Договор о Евразийском экономическом союзе является структурно сложным документом. Договор включает в себя 4 части, 28 разделов, 118 статей и 33 приложения. Договор о ЕАЭС фактически является учредительным актом региональной экономической организации, обладающей международной правосубъектностью.
7 принципов «Мәңгілік Ел» отражают базовые ценности развития, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана - обращение АНК от 17 Января 2014
Обращение Ассамблеи народа Казахстана к гражданам страны «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ»
Дорогие соотечественники! Сограждане! Сегодня мы стали свидетелями исторического события - обращения Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева с Посланием народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Это Послание творчески раскрывает и развивает уникальные по масштабам задачи «Стратегии «Казахстан - 2050». В теме Послания мы видим отчетливую политическую преемственность с выступлением Главы государства на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ - одна страна - одна судьба». Это глубоко закономерно и объективно обосновано последовательностью политического курса нашего национального Лидера, Президента Казахстана, Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева на построение стабильного и процветающего Казахстана, создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Послание Президента стало выдающимся по своему значению для народа Казахстана. Провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы Независимости. Единая цель - это укрепление «Мәңгілік Ел», укрепление Независимости, нашей Родины - Казахстана! Единые интересы - это наши общие ценности, стремление жить в свободной и процветающей стране! Единое будущее - это расцвет «Мәңгілік Ел» - нашего общего дома - Республики Казахстан. Ассамблея народа Казахстана, все граждане единой страны, с воодушевлением восприняли идею разработать патриотический акт ««Мәңгілік Ел». Семь принципов «Мәңгілік Ел» отражают наши базовые ценности развития, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана. Уверены, это станет мощным мобилизующим началом для выполнения задач Лидера нации. В своем Послании Президент озвучил грандиозный план вхождения Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира. В этих целях Глава государства поручил в 4,5 раза увеличить ВВП на душу населения - с 13 тысяч до 60 тысяч долларов. И тогда Казахстан станет страной с преобладающей долей среднего класса. Для этого Казахстан должен приступить к внедрению стандартов Организации экономического сотрудничества и развития, обеспечить достижение ежегодно роста валового внутреннего продукта - ВВП - не ниже 4% и более, увеличить объем инвестиций с 18% до 30% от всего объема ВВП. К 2050 году несырьевой экспорт в общей структуре экспорта из Казахстана должен достигнуть 70%. Ассамблея особо отмечает инновационные задачи в области сельского хозяйства, геологоразведки, нефтепереработки, которые станут основой для решения социальных задач, основой для общественного согласия. Ассамблея приветствует тот факт, что намечается рост финансирования науки не менее 3% от ВВП, поставлены задачи по развитию Культурной политики. Внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих станет новым этапом роста народного благосостояния. И это в то время, когда во всем мире социальные показатели снижаются на фоне кризисных явлений. Мы с полной решимостью отмечаем реалистичность этих задач. Ассамблея народа Казахстана подчеркивает, что все ранее поставленные задачи нашего Лидера нации всегда были выполнены народом Казахстана в полном объеме и досрочно. Это было достигнуто благодаря национальному единству и общественному согласию, благодаря уникальной модели общественного согласия и национального единства Нурсултана Назарбаева. Эти задачи Президента свидетельствуют об эффективности проводимого курса форсированного индустриально-инновационного развития, социальных реформ, поддержки культуры и образования в стране. Ассамблея народа Казахстана полностью поддерживает Послание Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, которое касается всех вместе и каждого отдельного гражданина нашей страны. Мы твердо уверены, что реализация задач сегодняшнего Послания станет возможностью для масштабного прорыва в развитии Казахстана. Мы абсолютно убеждены, что выполнение Стратегии - это гражданский долг и честь каждого патриота нашей Отчизны. Мы призываем народ Казахстана сплотиться для выполнения новых прорывных задач Послания Главы государства для построения стабильного процветающего Казахстана, для создания общества благоденствия на нашей благословенной земле!

 
Ассамблея народа Казахстана г. Астана, 17 января 2014 года
 

 

Источник: КАЗИНФОРМ